Голосовать
1 августа 2015 года в 01:06 | 9360 просмотров | 3 комментария |
Китай. Изделия из лака
Существует несколько вида лаковых изделий: лаки с инкрустациями (черного цвета) и резные лаки (красного цвета). Кроме того, хочется восстановить историческую справедливость относительно терминов. В англоязычной литературе сами лаковые покрытия и изделия из них часто называют японским термином URUSHI, хотя технология приготовления таких лаков и изделий на их основе были изобретены в Китае. Недоразумением также является употребление в литературе термина "японские лаки" для любых восточноазиатских лаков. Производство лаковых изделий – очень древнее искусство, насчитывающее примерно шесть тысяч лет. Во времена правления династий Шан (1711-1066 гг. до н.э.) и Чжоу (1066-770 гг. до н.э.) лаковые изделия уже были широко распространены. Первоначально лаки фактически были строительным материалом. Ими покрывали днища лодок, стены и крыши зданий. Несколько позже искусство изготовления декоративных и используемых в быту лаковых предметов тоже достигло высокого уровня. Цвета в то время были строго определенными: красный, черно-белый и синий. Судя по историческим записям, цветовой спектр постепенно расширялся. В эпоху Чжоу уже появились лаковые изделия со вставками из мелководных ракушек беззубок, которые были предшественницами инкрустации перламутром. В Японию это удивительное искусство проникло из Китая через Корею только в VI веке. Так что справедливее было бы употреблять китайское слово ци, говоря о лаке и лаковых изделиях.
Собственно лак – это сок или смола из надрезов на стволе лакового дерева, смешанный с мукой и другими компонентами и красителями. Лаковые изделия имеют гладкую и блестящую поверхность (потому что ее долго полируют) и очень прочны. Рисунки и орнаменты, нанесенные на изделия из лака, а также резьба делают их необыкновенно привлекательными. Это, прежде всего, – кухонные принадлежности, поэтому очень важно, что благодаря лаку эти предметы не поддаются гниению, не окисляются и не разрушаются от щелочей и кислот.
Остроумная техника изделий. Прежде в качестве основы, каркаса, использовали только древесину, т.е. сам предмет изготавливали из дерева, а затем покрывали особым лаком. Но в периоды Весны-Осени и Борющихся царств появились еще и плетеные, бамбуковые основы, а также слоеные завертыши-рулончики из древесных пластин, кожаные, из лубка и конопли. Все эти каркасы были очень тонкими и легкими, и именно этим отличались от деревянных. И действительно, возьмешь в руки лаковую пиалу, а она кажется совершенно невесомой. В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г н.э.) такие изделия создавали уже не только для императора и знати, но и в качестве подарков для правителей других стран, так что с этим уникальным искусством познакомились и за пределами Китая.Появились лаковые предметы, окрашенные несколькими цветами одновременно, либо цвет был один, но имел несколько оттенков, и на каждый наносился свой узор. Времена правления династии Тан (618-907 гг.) стали вехой в истории производства поделок из лака. В этот период изготавливали, в основном, зеркала, вазы, блюда, чаши, струнные музыкальные инструменты и другие предметы быта. Появилась даже лаковая резная мебель – сундуки, шкафы, кровати, кресла, бюро, столы, полки. В эпоху Сун (960-1279 гг.) подобные изделия стали появляться уже и у простых людей, а не только у знати. И если до этого на лаковые предметы, в основном, наносили рисунок, то теперь все шире стала распространяться резьба; кроме того, поделки украшались инкрустацией золотом, серебром, перламутром, яшмовыми пластинами. Именно в эпоху Тан появилась настоящая резьба по лаку. Потому что до этого резьбу осуществляли непосредственно на деревянной основе, а потом ее покрывали лаком.В эпоху Тан деревянную или легкую металлическую основу сначала покрывали одним слоем лака, чаще всего – ярко красным. После того как он высохнет, наносили еще один слой, и уже на этом, втором слое, пока он не высох, вырезали различные узоры, пейзажи, изображения людей, цветов, животных, сказочных драконов и фениксов. Постепенно количество слоев стало увеличиваться, мастера уже наносили от восьмидесяти-девяноста слоев до ста-двухсот. Затем ждали, когда лак лишь наполовину просохнет, наносили рисунок-эскиз и только после этого приступали к резьбе по невысохшему лаку. Многослойные лаки имеют огромную толщину по сравнению с обычными лаковыми покрытиями, поэтому являются материалом для глубокой объемной горельефной пластики. Есть и еще один вариант изготовления лаковых изделий. Эта техника представляет собой папье-маше, только из… шелка, а не из бумаги. Форму из глины покрывают тонким шелком и сверху накладывают несколько слоев лака. Изделие шлифуют и еще раз покрывают сырым лаком. И этот, последний слой украшают резьбой. Когда изделие высыхает, глиняную форму вынимают, и остается почти невесомое изделие.
Что такое натуральный лак?
В настоящее время самыми известными местами производства лаковых изделий являются провинции Чжэцзян, Фуцзянь, Сычуань, Цзянсу, а также города Пекин, Янчжоу, Тяньшуй и Хуэйчжоу. Думаю многим людям будет интересно познакомиться с самим процессом добычи и приготовления лака. Процесс этот чрезвычайно тяжелый, а потому лаковые изделия воспринимаются, как настоящая драгоценность, как практически и все остальное, выходящее из-под рук китайских мастеров, терпеливых, кропотливых, не жалеющих своего времени ради создания красоты.
Лаконосное дерево – настоящее чудо, нехотя, по капле, отдающее свой сок. Листья у него продолговатые, напоминающие по форме небольшое яйцо; цветы мелкие, желто-зеленые. Дерево должно прожить 8-9 лет, окрепнуть, прежде чем можно будет отнять у него немного столь ценного сока. Еще лучше дождаться, когда дереву исполнится 10 лет. Это первая трудность – ждать приходится очень долго.
На стволе дерева делается V-образный надрез, причем, делать его надо умело, чуть ошибешься – и дерево погибнет! Это вторая трудность. Делиться с людьми соком лаковое дерево может лишь в определенное время – с середины июня по начало октября, т.е. примерно в течение 120 дней, но еще лучше, – считают специалисты, – делать это следует лишь в течение 90 дней.
Чем выше влажность, тем лучше капает сок, а потому надрезают кору рано утром, а также в пасмурные и туманные дни. С одного дерева можно получить лишь 75-125 г лака, и один работник-крестьянин за день может собрать только 750-1000 г. Для добычи сока к стволу дерева проволокой прикручивают створку раковины, и молочно-белый лак стекает по двум желобкам "буквы V" в одну точку. Процесс собирания драгоценного лака, как уже говорилось, очень долгий! И это – еще одна трудность.
Прочности и стойкости этому лаку нет аналогов в мире. Но не только сам сок лаконосного дерева ценен. Его древесину, листья, цветы, а также засохший, негодный для изделий лак, используют в китайской медицине.
Процесс изготовления
Поскольку натуральный лак содержит немало примесей и воды (от 20 до 40%), то первая задача производителей – избавиться от них. Собранный сок сливают в металлические ведра с крышками (так легче хранить и транспортировать лак), а затем нагревают его в этих же ведрах на электрических или газовых плитах, одновременно постоянно перемешивая его. Эту тяжелую работу в настоящее время выполняют электрические мешалки. Чтобы выпарилась вся вода, требуется около восьми часов нагревания и перемешивания! После того, как в ведре остается примерно 62% от прежнего объема сырого лака, получается "зрелый лак", с которым можно работать дальше. А после добавления необходимых ингредиентов его количество в ведре доводят до 97%. Раньше труд работников был намного тяжелее – лак в ведрах нагревали и выпаривали на солнце, а густую массу постоянно перемешивали вручную, и готовым считался сок, когда в ведре оставалось примерно 95% от первоначального объема. В результате на изготовление определенной порции лака уходило 15 дней.Статуэтка будды.
При изготовлении лак подразделяют на коричневый (прозрачный) и черный. А в готовых изделиях лак бывает 4-х видов:
– черный, отражающий свет;
– красный, отражающий свет;
– натуральный;
– прозрачный.
Сохнет лак очень быстро, а потому резьбу надо выполнить полностью в тот же день, что нанесли лак, какой бы сложной она ни была, каким бы ни был большим объем работы. Кстати, если лак сохнет медленно, это значит, что либо сам лак очень старый, либо дерево, подарившее его, слишком старое. Как уже говорилось, количество слоев в хорошем изделии должно быть не меньше 35, а то и намного больше, однако для того, чтобы нанесенный очередной слой высох, требуются сутки. Сколько слоев, столько требуется и дней для высыхания. Так что для изготовления одного предмета может понадобиться несколько месяцев, – таковы особенности чудесного лака.
Китайцы научились выращивать плантации "лаковых деревьев" еще в IX–VIII в. до н.э. и в дальнейшем вывели их сорта, приспособленные к различным погодным условиям, что позволило максимально расширить географию лакового производства. Так, в настоящее время в КНР работает более 160 лаководобывающих и лаковопроизводящих центров, часть из них находится на территории крайних южных (пров. Юньнань), юго-восточных (пров. Гуйчжоу) и северных (пров. Шаньси) районов страны.
В Китае лаковые изделия известны уже со второго тысячелетия до н.э. К 4–3 вв. до н.э., в поздний период династии Чжоу, искусство изготовления лаковых изделий достигло высокой степени сложности и технического мастерства.
На стволе дерева делается V-образный надрез, причем, делать его надо умело, чуть ошибешься – и дерево погибнет! Это вторая трудность. Делиться с людьми соком лаковое дерево может лишь в определенное время – с середины июня по начало октября, т.е. примерно в течение 120 дней, но еще лучше, – считают специалисты, – делать это следует лишь в течение 90 дней.
Чем выше влажность, тем лучше капает сок, а потому надрезают кору рано утром, а также в пасмурные и туманные дни. С одного дерева можно получить лишь 75-125 г лака, и один работник-крестьянин за день может собрать только 750-1000 г. Для добычи сока к стволу дерева проволокой прикручивают створку раковины, и молочно-белый лак стекает по двум желобкам "буквы V" в одну точку. Процесс собирания драгоценного лака, как уже говорилось, очень долгий! И это – еще одна трудность.
Прочности и стойкости этому лаку нет аналогов в мире. Но не только сам сок лаконосного дерева ценен. Его древесину, листья, цветы, а также засохший, негодный для изделий лак, используют в китайской медицине.
Процесс изготовления
Поскольку натуральный лак содержит немало примесей и воды (от 20 до 40%), то первая задача производителей – избавиться от них. Собранный сок сливают в металлические ведра с крышками (так легче хранить и транспортировать лак), а затем нагревают его в этих же ведрах на электрических или газовых плитах, одновременно постоянно перемешивая его. Эту тяжелую работу в настоящее время выполняют электрические мешалки. Чтобы выпарилась вся вода, требуется около восьми часов нагревания и перемешивания! После того, как в ведре остается примерно 62% от прежнего объема сырого лака, получается "зрелый лак", с которым можно работать дальше. А после добавления необходимых ингредиентов его количество в ведре доводят до 97%. Раньше труд работников был намного тяжелее – лак в ведрах нагревали и выпаривали на солнце, а густую массу постоянно перемешивали вручную, и готовым считался сок, когда в ведре оставалось примерно 95% от первоначального объема. В результате на изготовление определенной порции лака уходило 15 дней.Статуэтка будды.
При изготовлении лак подразделяют на коричневый (прозрачный) и черный. А в готовых изделиях лак бывает 4-х видов:
– черный, отражающий свет;
– красный, отражающий свет;
– натуральный;
– прозрачный.
Сохнет лак очень быстро, а потому резьбу надо выполнить полностью в тот же день, что нанесли лак, какой бы сложной она ни была, каким бы ни был большим объем работы. Кстати, если лак сохнет медленно, это значит, что либо сам лак очень старый, либо дерево, подарившее его, слишком старое. Как уже говорилось, количество слоев в хорошем изделии должно быть не меньше 35, а то и намного больше, однако для того, чтобы нанесенный очередной слой высох, требуются сутки. Сколько слоев, столько требуется и дней для высыхания. Так что для изготовления одного предмета может понадобиться несколько месяцев, – таковы особенности чудесного лака.
Китайцы научились выращивать плантации "лаковых деревьев" еще в IX–VIII в. до н.э. и в дальнейшем вывели их сорта, приспособленные к различным погодным условиям, что позволило максимально расширить географию лакового производства. Так, в настоящее время в КНР работает более 160 лаководобывающих и лаковопроизводящих центров, часть из них находится на территории крайних южных (пров. Юньнань), юго-восточных (пров. Гуйчжоу) и северных (пров. Шаньси) районов страны.
В Китае лаковые изделия известны уже со второго тысячелетия до н.э. К 4–3 вв. до н.э., в поздний период династии Чжоу, искусство изготовления лаковых изделий достигло высокой степени сложности и технического мастерства.
В правление династии Сун (10–13 вв.) основные виды этих техник получили дальнейшее развитие. Высочайшей утонченности искусство лака достигло на протяжении последующих трех столетий правления династии Мин (14–17 вв.). Массовый экспорт китайских лаков в Европу начался в конце 17 – начале 18 в., что повлияло на увлечение европейцев китайской орнаментикой, мода на которую продолжалась в течение нескольких поколений. В то же время появились т.н. коромандельские лаки, отличающиеся блестящим черным или цветным покрытием с вырезанным рисунком, оттененным красками и золотом. Такие лаковые предметы, чаще всего ширмы, по прибытии в Европу разрезались на панели и вставлялись отдельными фрагментами в европейскую мебель. В 18 в. процветала широкая торговля лаковыми изделиями, изготовленными специально для европейского рынка. Повсюду, особенно в Кантоне, китайские мастера стремились угождать западному вкусу, и нередко европейские торговые компании снабжали их рисунками. В целом китайские лаки, предназначенные на экспорт, были худшего качества, чем для внутреннего рынка; из этих изделий наиболее распространены черные шкатулки, небрежно разукрашенные золотом.Источник
источник 2
источник 3
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
ТОП 42
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Фея от ведьмы отличается только настроением.